Business-Support: интервью с главой Центра компетенций «Креативная экономика»

Comments

В последние годы креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека, привлекает все больше внимания финансовых экспертов и аналитиков. Дизайн, мода, кино, художественные галереи, медиа и даже ремесла – сектор экономики объемом минимум $500 млрд. В развитых экономиках их вклад в ВВП может превышать 10%. Достаточно взглянуть на рейтинг наиболее влиятельных мировых компаний: Google, Apple, Facebook и другие инновационные разработчики. На фоне этого интереса значительно возросла привлекательность Франкфурта, как дигитального хаба и культурного центра Гессена. Ежегодно сюда приезжают тысячи профессионалов, стремящихся заявить о себе в таких сферах, как программирование, дизайн или музыкальная индустрия. Сориентировать их в том, с чего начать и как правильно инвестировать свое время и деньги, призваны компетентные специалисты центра «Креативная экономика» Агентства экономического развития Франкфурта. В чем заключается особая притягательность мегаполиса для творческих людей, о будущем Недели моды и о том, как Центр поддерживает желающих создать собственное дело, рассказала его руководитель Мануэла Шиффнер. Manuela Schiffner(1)

Госпожа Шиффнер, будучи главой Центра компетенций «Креативная экономика» Агентства экономического развития Франкфурта, расскажите, пожалуйста, о деятельности вашей команды?

Весь коллектив Агентства экономического развития, возглавляемого Оливером Швебелем, является, по сути, главным информационным партнером для начинающих предпринимателей и инвесторов во Франкфурте. Что же касается непосредственно Центра компетенций, то это своеобразная площадка, помогающая выстраивать деловые отношения в сфере креативной экономики. Среди прочего мы также проводим индивидуальные консультации для стартаперов, предпринимателей и инвесторов, обеспечивая тем самым их вхождение на рынок; помогаем налаживать личные контакты. Предлагаемые нами сетевые платформы, равно как и форматы проводимых мероприятий, являются частью живой творческой сцены #CreativeHubFFM. (www.CreativeHubFFM)

Как бы вы определили роль креативного сектора в экономике Германии?

Безусловно, это чрезвычайно важный и ориентированный на будущее сектор с постоянно растущей долей в ВНП. В 2019 год его оборот составил 174 млрд. евро. При этом валовая добавленная стоимость достигла порядка 106 млрд. евро и выросла на 3,5% по отношению к прошлому году. Все это говорит о том, что экономическая ценность креативного сектора сравнима, к примеру, с такой крупной отраслью как машиностроение, и опережает сферу финансовых услуг, энергоснабжение и химическую индустрию.

Какую бизнес-площадку предоставляет Франкфурт предпринимателям и другим представителям сектора?

Поскольку Франкфурт является локомотивом экономического роста Гессена, творческие люди получают здесь наибольший простор для своего развития. Благодаря присутствию в городе международных компаний, а также активному нетворкингу во всех сферах деятельности, в городе созданы идеальные условия для завоевания новых клиентов. Среди позитивных факторов, в том числе территориальное расположение мегаполиса, высокий уровень дигитального развития и налаженные транспортные связи. Все это непреложные условия для получения быстрого доступа на рынки. Отдельно следует отметить царящую во Франкфурте атмосферу космополитизма, фантастические возможности в плане культуры и искусства, организации досуга и отдыха. Здесь, безусловно, высочайший уровень жизни. Одним словом, это по-настоящему креативный город.

Какие области креативной экономики развиты во Франкфурте особенно хорошо?

Пожалуй, это программное обеспечение, разработка компьютерных игр, а также реклама и коммуникации. Упоминания заслуживают также дизайн, архитектура, пресса и издательское дело. Конечно, это далеко не все отрасли, которые могут похвастаться своим уровнем развития. На мой взгляд, именно такое яркое смешение самых разных участников креативного сектора придает Франкфурту подобную привлекательность.

Многие творческие люди выбрали Франкфурт своим домом. Какие возможности здесь открываются для тех, кто хочет сделать себе имя и стать успешным?

Признанный в международном масштабе как центр финансов и услуг, наш город славится активным внедрением инноваций и является тем местом, где заключаются большие сделки. Креативные стартаперы находят здесь возможности для финансирования своих проектов, новых инвесторов и, конечно, рынки сбыта своей продукции.

С какими сложностями в поддержке компаний и индивидуальных предпринимателей можно столкнуться в секторе креативной экономики?

В отличие от большинства других секторов экономики, креативная область отличается своей сложной спецификой. Ведь речь идет о широком спектре творческих людей – от начинающих художников, графических фриланс-дизайнеров и журналистов до крупных медийных компаний и агентств. Как следствие, и потребности этих специалистов совершенно разные. Это и нехватка офисного пространства, и в целом поиск новых возможностей. Обеспечить лучшие ресурсы и найти пути реализации планов каждого из представителей сектора – главная задача в нашей работе. И пока мы успешно с этим справляемся.

В мире немало программистов и создателей видеоигр из бывших республик СССР, достигших больших успехов в креативном секторе. Что в этой связи можно сказать об их присутствии во Франкфурте?

Создание программного обеспечения и видеоигр – одна из наиболее развитых отраслей в креативной экономике. Многие известные фирмы, разработчики и программисты работают именно из Франкфурта, а в университетах города обучаются подрастающие таланты. Последние показатели роста в этой области лишний раз подтверждают растущую привлекательность мегаполиса на Майне. В качестве примера могу привести игровую студию Gunzilla Games, входящую в американский игровой венчурный фондGameGroove, которым управляют Влад Королев и Александр Цоль, бывший CEO киевского отделения немецкого игрового разработчика Crytek, – оба являются основателями GunzillaGames. В качестве места для европейского филиала компании они выбрали именно Франкфурт.

В этом году Berlin Fashion Week должна сменить имя и прописку, обосновавшись во Франкфурте. По мнению бургомистраПетера Фельдманна, это событие превратит финансовый центр Франкфурт в новый эпицентр международной моды, «икону» стиля жизни. Что вы думаете по этому поводу?

Благодаря Frankfurt Fashion Week (FFW), наш город будет дважды в год становиться модной столицей. В фокусе фэшн-мероприятия окажутся две темы: устойчивое развитие и дигитализация. Для нас важно, чтобы FFW выступала за положительные изменения в модной и текстильной индустрии. В последние годы в этой области наметился процесс создания совершенно новой экосистемы. По сложившейся традиции, в рамках Frankfurt Fashion Week пройдут выставки, конференции, подиумные показы и ивенты, организуемые в тесном и прогрессивном сотрудничестве с международными и локальными игроками. Сам факт того, что FFW станет неотъемлемой частью международного модного календаря, даст Франкфурту уникальную возможность представить себя всему миру в области дизайна, моды и устойчивого развития.

Не секрет, что последствия пандемии нанесли серьезный урон многим секторам креативной экономики. Как это сказалось на ваших подопечных?

Отмена мероприятий и закрытие культурных учреждений явились по-настоящему тяжелым испытанием, особенно для частных предпринимателей, а также для тех, чья деятельность напрямую связана с присутствием публики, – у них полностью исчезла доходная часть. Пострадали от этого и зрители, иначе говоря, все мы. Поскольку те, кто трудится в этой отрасли, призваны доставлять нам радость. Они заставляют задумываться об остро стоящих проблемах, а порой переносят в другие миры… Все это приобретает невероятную ценность как раз в трудные времена… В то же время есть области креативной экономики (дигитализация, программное обеспечение, гейминг), которые в последние месяцы, наоборот, резко пошли вверх.

Каким образом город в эти непростые времена помогает оставаться на плаву участникам креативной сцены?

Помимо помощи от федерального правительства и Гессена, Фонд помощи Франкфурта предлагает программы поддержки, в том числе получение стипендий, для работников творческих сфер, с тем чтобы во время кризиса им не пришлось полностью менять свою бизнес-модель. На веб-сайте Центра публикуется полная информация об этом. Также наши сотрудники проводят индивидуальные консультации. Одновременно, мы уже сейчас планируем целый ряд мероприятий на период после пандемии.

И вопрос напоследок: что бы вы посоветовали тем, кто уже занят в креативном секторе или планирует связать с ним свою карьеру, но пока чувствует неуверенность в будущем?

Креативный сектор всегда был областью, тесно связанной с инновациями. Именно творческие личности могут не просто быстро подстраиваться к новой ситуации, но и всегда ориентированы на поиск решений. И как раз сейчас данное умение важно, как никогда. В сотрудничестве с такими людьми нам удастся выстроить «посткоронную» экономику, создать устойчивые бизнес-модели и оставаться деятельными в будущем. Креативная экономика — сектор будущего, следовательно, становясь одним из ее игроков, ты априори будешь на шаг впереди!

frankfurt-4945405_1920(1)

 

Comments ()