Весь мир — театр!

Comments

Сергей Безруков: «Отец был не того уровня известности, чтобы пристраивать меня в Школу-студию МХАТ»

Foto Vysotsky komplett ohne TextВ каждом поколении артистов есть таланты, чьи имена неизменно остаются на устах всех любителей театра и кино, а их роли вызывают особенный интерес даже у тех, кто себя к таковым не причисляет. Героя этого выпуска можно смело поставить в ряд таких «легендарных» актёров. Будь то Саша Белый из «Бригады», участковый Павел Кравцов или Владимир Высоцкий — каждый раз зритель видел нового Сергея Безрукова на экране или сцене. Сегодня он не только известный актёр, но и художественный руководитель Московского губернского театра, чьё развитие за последние пять лет, после вступления Безрукова на должность, описывают не иначе как «восстание из пепла». Этой осенью Сергей Безруков посетит Германию сразу с двумя спектаклями о великих поэтах России: «Высоцкий. Рождение легенды» и «Хулиган. Исповедь» о Сергее Есенине. В преддверии премьер мы поговорили с актёром о кино, театре, его собственных открытиях и бессонных ночах молодого отца.

— Сергей, почему ты решил в своем Губернском поставить спектакль о Владимире Высоцком? Так был недоволен фильмом «Спасибо, что живой»?

— Ни в коем случае. Я находился под обаянием фильма, где была тайна, и был уверен, что тайну до конца не откроют — образ артиста не должен был отвлекать от экранного образа Владимира Семеновича. При всех «за» и «против», к моему великому сожалению, многие за основной темой болезни не увидели в фильме самого главного — той самой «Молитвы», которую я теперь читаю в спектакле. Монолог написал Никита Высоцкий: «Пусть им всем будет хорошо, кто жив и кого нет… Может, я не умер сегодня, чтобы успеть сказать: «Как я вас всех люблю». Может, для того чтобы родился этот спектакль, и состоялся фильм.

Мысль в спектакле настолько очевидна и понятна — воскрешение поэта Высоцкого. Ведь он полгода ничего не пишет, до поездки в Узбекистан, в Бухару, пожираемый болезнью, находится в такой человеческой ловушке. Хочет вырваться, но не может и загоняет сам себя: «Ну хорошо — пять концертов в Узбекистане». То есть докрутить себя и уйти в пике. В Бухаре он реально умер — была клиническая смерть. Но случилось чудо — его сердце запустили.

Безруков4Так что мне хотелось сделать что-то неожиданное и в то же время проникновенное. И не самому бросаться на амбразуру до конца, то есть не уходить со сцены, а поделиться замечательной поэзией Высоцкого с моими артистами. Чтобы они почитали, попели, пожили в атмосфере коммуналки, рассказов Бабеля, в советском времени, в котором большинство из них не жило. Чтобы почувствовали его поэзию — ведь родились они после смерти поэта. Это я из того времени.

— В спектакле «Высоцкий» затронуты две важные темы, напрямую связанные с образом поэта, — свобода и цензура. Цензура вспыхнула среди деятелей театра как лихорадка: «Караул, цензура!» Так она есть или нет?

— Меня она не касалась и не дай бог, чтобы коснулась. Никаких притеснений не испытываю, хотя прекрасно понимаю, что цензуры как таковой не существует, но существует мнение. Причем мнение, порой высказанное чиновниками низшего ранга. На местах люди дуют на воду по принципу «как бы чего не вышло». Это то самое, чеховское, из рассказа «Человек в футляре» — «как бы чего не вышло», — и срабатывает… Вот этот врожденный страх с советских времен заставляет чиновников на местах совершать неадекватные поступки.

Безруков0А той цензуры, советской, о которой мы говорим в нашем спектакле, ее, конечно, нет. Сейчас времена свободные — и театры, которые позиционируют себя как театры свободы, чувствуют себя превосходно, самореализуются в творчестве как хотят и никого с работы не выгоняют. Кстати, вспомнил, в моей жизни был случай: на одном мероприятии — не буду говорить, где оно происходило, — ко мне подошли люди и попросили не читать стихотворение Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером».

— И что ты им ответил?

— Я сказал: «Нет, я буду делать то, что я хочу». — «Может, не надо?» — неуверенно говорили они. «Нет, надо!» И никаких санкций не было, ничего страшного не произошло, но было смешно и странно. В первую очередь есть совесть художника, позволяющая или не позволяющая что-то делать, собственный нравственный барьер, за который я не перешагну никогда. Говорят: «Старик, ты на этом заработаешь». — «Я не буду этого делать никогда». — «Это принесет тебе успех, скандальную славу». — «Я не буду этого делать никогда».

— Можно уточнить, что именно Сергей Безруков не будет делать ни-когда?

Безруков1— Наверное, не скатился бы до тотальной чернухи. Я считаю, что в наше время нужно показать и белое. Говорят: «Перестаньте, у нас одно сплошное черное». — «Но все-таки, если приглядеться, нельзя не увидеть белое…» Это просто разные подходы к тому самому воспитанию… Послушай, театр для того и создан, чтобы говорить о жизни человеческого духа, о тех самых прописных истинах, о которых говорили великие мастера, и на них мы, молодежь, смотрим. Для чего я хожу на сцену? Для чего? Можно работать и на отрицании, но сегодня слишком много отрицания, негатива и в Интернете, и в отношениях между людьми. Наоборот, приподнимать, а не отталкивать надо. Можно, конечно, спровоцировать ползала на уход, на выкрики «позор» — и получить скандал. Но это не для меня.

— В связи с тем, что у тебя теперь собственная кинокомпания, а ты заинтересован в ее продвижении, будешь отказываться сниматься на других студиях?

— Нет, я соглашаюсь. Самое лучшее продвижение компании — производить хороший продукт, чтобы о тебе начали говорить.

— Крутой семейный бизнес: собственная компания, жена — сценарист, режиссер. Ты — продюсер.

— Про крутой бизнес говорить не буду — пока идут только вложения.

— Свои вкладываешь?

— Порой и свои. Идут заявки по сценариям и сериалам, важно, что и без моего участия. Но под меня написано несколько интересных сценариев, и могу сказать, что если бы не было Ани, не было бы никакого «Млечного пути» или «После тебя».

— Твоя жена Аня Матисон — сценарист, драматург, режиссер. Есть опасения, что может стать хозяйкой театра?

Безруков5— Хозяин в этом театре один, это я. Думаю, что так и должно быть. Есть помощники хозяина — директор, юристы, зав. труппой, в том числе и сама труппа. Я никогда не развивал семейственность в театре… Злословия и так хватает. Все должно быть согласно таланту: если талантливая пьеса — сто процентов возьму и не буду смотреть, родственник это или неизвестный автор.

— Ты, закрытый для публичности артист, вдруг неожиданно появился в Instagram, и вся страна наблюдала Сергея Безрукова с новорожденной дочкой на руках. Что случилось, что ты вышел в Интернет?

— Я в соцсети для поддержания связи с поклонниками в той мере и степени открытости, которую сам определяю.

— Ты сам ведешь?

— В Instagram, Facebook и Twitter — сам. Времени мало, пишу в машине, если с водителем еду. Инстаграм — живая вещь, где фотография — это, значит, здесь и сейчас, и пост, которым я хочу поделиться. Замечательная форма рекламы собственного театра. Не все могут приехать в Москву и посмотреть мои/наши спектакли, но они уже все знают, знают артистов, общаются между собой.

Но Интернет сегодня — это такая поляна для взаимных обид и агрессии. Люди привыкли к некой безнаказанности, которая рождает желание обидеть: я выливаю, а мне ничего не будет. Пишут слова, а слова ничего не стоят. Негатива много, но много и доброго — это чем жить: хочешь в негативе, живи там, но он разрушительный.

Я в Instagram аккуратно выкладывал фотографии… Просто поделился радостью, что я такой же папа, как все. И тоже с бессонными ночами, укачивающий, невыспавшийся.

— У тебя есть няня?

— Нет, мы решили, что сами. Правда, есть бабушка с дедушкой — они помогают. Усиленное внимание к детям, тем более публичных людей, портит их характеры. Как правило, люди известные стараются прятать детей, отправлять куда-то учиться, чтобы не привлекать к ним излишнего интереса.

Поэтому меньше внимания к моим детям, потому что будут сравнивать, сюсюкать, а мир не так прост — очень много лицемерия. Когда ребенок воспитывается в обожании — смотрите, я только вхожу, а меня все уже любят, мне все можно, — это рождает испорченность характера. Нет, ты добейся в жизни всего сам, родители помогут, но добейся всего сам. Отец мне помогал, когда разглядел во мне актерский талант, но отец был не того уровня известности, чтобы меня пристроить в Школу-студию МХАТ.

— А другие твои дети… Ты с ними общаешься?

— Да, есть у меня дети. Общаюсь, помогаю и буду им помогать. Я своих детей никогда не оставлю — они все мои. Но рассказывать, распространяться о личном — значит, вредить детям. Не мне — им. Надо оберегать, поэтому я стараюсь быть закрытым в личном плане для прессы: кто-то на этом зарабатывает деньги. Про меня говорят: вот он со всеми ссорится. Неправда, я просто отстаиваю право на свою личную жизнь.

Когда Маша родилась, я взял декретный отпуск, специально ушел со съемок и полтора месяца был рядом с Аней. Были бессонные ночи: потом я cказал, что выхожу из декрета, и тут же написали: «Безруков бросил жену и маленького ребенка». Ну как? Судиться за заголовок невозможно, но суды — отдельная тема у нас.

Бывают счастливые семьи, где дружат с третьими женами, с пятыми мужьями, вместе воспитывают детей… Идеальная гармония мира.

— Я тоже стремлюсь к гармонии, и у меня в принципе все замечательно складывается.

Театром, равно как и другим искусством, нужно заниматься с хорошим настроением. «Театр — это веселенькое дело», — говорил Олег Павлович Табаков. И я думаю, что он за свою жизнь многого про себя начитался, но настолько силен, что многое пропускал мимо ушей, и все. Я думаю, что надо просто уметь пропускать мимо ушей. А дельная критика — другое дело. Ведь люди, занимающиеся театром, в большинстве своем искренние, так помоги им, не унижай.

 

Гастроли труппы Московского губернского театра в Германии

Музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды»

27 сентября Jahrhunderthalle, Франкфурт-на-Майне

29 сентября Admiralspalast Berlin, Берлин

Спектакль «Хулиган. Исповедь»

1 октября Stadthalle Mülheim an der Ruhr, Мююльхайм-ан-дер-Рур

3 октября Konzerthaus Karlsruhe, Карлсруэ

Подробная информация и билеты на сайте http://starsarena.de/

Интервью подготовила: Марина РАЙКИНА

 

Fotos: © МK, starsarena.de

Comments ()